Основными аппаратно программными средствами используемыми. Аппаратные средства компьютерных технологий: определение, описание и виды. Взаимодействие программных и аппаратных средств

Одна из самых больших проблем, с которыми сталкиваются пользователи программы 1С Предприятие - её медленная работа. "Торможение" начинается при росте информационной базы и увлечении количества пользователей программы. Как решить эту проблему?

Существует несколько решений проблемы медлительной работы информационной базы, таких как: выбор платформы 1С Предприятия, аппаратное и программное обеспечение компьютерной сети, организационное решение работы с программой. Рассмотрим каждый способ подробно.

Выбор платформы 1С Предприятие. При работе с локальной версией программы пользователь обычно не сталкивается с проблемой медленной работы, другой вопрос в работе с сетевыми версиями. Существует две разновидности платформы для сетевого пользователя: Полезное-Варианты подключения компьютеров к БД . Файл-серверная версия использует формат файла DBF, преимущество этой версии заключается в том, что не требуется дополнительного программного или аппаратного обеспечения.. Этот формат, прежде всего, разрабатывался для однопользовательских и локальных приложений, поэтому при работе более 7-10 пользователей наблюдается значительное замедление работы программы. Особенно если кто-нибудь из пользователей запустит построение отчётов или регистров.

УРИБ удобно применять для синхронизации справочников и подготовки баз для последующего использования другого способа обмена для передачи отдельных документов. А также если Вы используете низкоскоростную модемную линию для передачи периодических копий базы данных, так как в файле переноса содержится только информация о сделанных изменениях.

Организационное решение работы с программой. Пользователей программы 1С Предприятия и 1С Бухгалтерии можно разделить на две основные группы: оперативную и аналитическую. Оперативная группа занимается вводом информации и оформлением документации, а аналитическая в свою очередь анализом результата деятельности организации. Если для пользователей первой группы необходима незамедлительная реакция системы и актуальные итоги, то для второй группы актуальность итогов в пределах последних нескольких часов не играет особого значения. Особенно "торможение" системы вызывают расчёты итогов задним числом, это и проведение документов прошлыми датами и получение отчётов с расчётом остатка и движения, т.е. основные моменты работы аналитиков. Оперативная группа по большей части выполняет операции с текущими актуальными итогами. Как выход из сложившийся ситуации, можно посоветовать аналитической группе снимать копии информационной базы, к себе, на локальный диск компьютера. В DBF-версии для этого даже нет необходимости монопольного доступа к файлам. Вы можете скопировать базу, если в ней в данный момент работают другие пользователи, для этого откройте каталог информационной базы 1С Предприятия выделите в нём все файлы кроме файлов с расширением.CDX и скопируйте их к себе на локальный диск. Укажите путь к копии базы и запустите в монопольном режиме. Как вариант можно настроить ежедневное резервное копирование. Рекомендуем также, после построения отчёта, закрыть и заново запустить программу, для освобождения выделенной памяти компьютера. По возможности "тяжёлые" процессы, такие как: переиндексация, открытие периода, перепроведение документов, расчёт итогов, запускайте на сервере, у которого каталог с базой 1С Предприятия хранится на локальном диске.

Достоинства методов в том, что обменивающиеся базы данных могут иметь совершено различные конфигурации, и информацию при переносе можно преобразовывать, используя встроенный язык 1С. Недостаток - в медлительности работы и сложности настройки "Правила конвертации". В том числе следует учесть, что при изменении хотя бы одной из конфигураций, придётся перенастраивать "Правила конвертации".

Архитектура процессоров Intel становится все более ориентированной на ГП, что открывает удивительные возможности для резкого повышения производительности просто за счет разгрузки обработки мультимедиа с ЦП на ГП. Существует немало инструментов, доступных разработчикам для повышения производительности мультимедиа приложений. В числе этих инструментов есть бесплатные и простые в использовании.
В этой публикации вы найдете:

  • Обзор вычислительных архитектур и текущие возможности ГП Intel
  • Реализацию аппаратного ускорения с помощью FFmpeg
  • Реализацию аппаратного ускорения с помощью Intel Media SDK или аналогичного компонента Intel Media Server Studio (в зависимости от целевой платформы)
Если вы испытываете потребность повысить производительность обработки мультимедиа, но не знаете, с чего начать, начните с FFmpeg. Измерьте производительность при программной обработке, затем просто включите аппаратное ускорение и проверьте, насколько изменилась производительность. Затем добавьте использование Intel Media SDK и снова сравнивайте при использовании разных кодеков и в разных конфигурациях.

Вычислительная архитектура: от суперскалярной до разнородной

Чтобы оценить важность развития ГП, давайте начнем с истории совершенствования архитектуры ЦП.
Вернемся в девяностые годы. Первый серьезный этап в развитии - появление суперскалярной архитектуры, в которой была достигнута высокая пропускная способность за счет параллельной обработки на уровне инструкций в пределах одного процессора.


Рисунок 1. Суперскалярная архитектура

Затем, в начале нулевых, появилась многоядерная архитектура (когда в составе одного процессора может быть более одного вычислительного ядра). Однородные ядра (все полностью идентичные) позволяли выполнять одновременно несколько потоков (параллельная обработка на уровне потоков).
При этом производительность многоядерной архитектуры была ограничена из-за целого ряда препятствий.

  • Память: возрастал разрыв между скоростью процессора и скоростью памяти.
  • Параллельная обработка на уровне инструкций (ILP): становилось все труднее обнаруживать доступные для параллельной обработки инструкции в пределах одного потока, чтобы полностью занять ресурсы одного высокопроизводительного ядра.
  • Потребляемая мощность: при постепенном повышении тактовой частоты процессоров потребление электроэнергии росло в геометрической прогрессии.


Рисунок 2. Многоядерная архитектура

Современная разнородная архитектура

В разнородной архитектуре может быть несколько процессоров, использующих общий конвейер данных, которые можно оптимизировать для отдельных функций кодирования, декодирования, преобразования, масштабирования, применения чересстрочной развертки и т. д.

Другими словами, благодаря этой архитектуре мы получили ощутимые преимущества как в области производительности, так и в области потребления электроэнергии, недоступные ранее. На рис. 3 показано развитие ГП за пять последних поколений: графические процессоры приобретают все более важное значение. И при использовании h.264, и при переходе на самые современные кодеки h.265 графические процессоры предоставляют значительную вычислительную мощность, благодаря которой обработка видео с разрешением 4K и даже с более высоким разрешением не только становится возможной, но и выполняется достаточно быстро.


Рисунок 3. Развитие разнородной архитектуры

Поколения производительности ГП

На рис. 4 показано резкое повышение вычислительной мощности всего за несколько поколений, в которых графические процессоры конструктивно размещались на одном кристалле с ЦП. Если в вашем приложении используется обработка мультимедиа, необходимо задействовать разгрузку на ГП, чтобы добиться ускорения в 5 раз или более (в зависимости от возраста и конфигурации системы).


Рисунок 4. Усовершенствование обработки графики в каждом поколении процессоров Intel

Приступая к программированию ГП

На шаге 1 обычно измеряется производительность H.264, чтобы можно было в дальнейшем оценивать изменение производительности по мере доработки кода. FFmpeg часто используется для измерения производительности и для сравнения скорости при использовании аппаратного ускорения. FFmpeg - очень мощный, но при этом достаточно простой в использовании инструмент.

На шаге 2 проводится тестирование с разными кодеками и в разных конфигурациях. Можно включить аппаратное ускорение, просто заменив кодек (замените libx264 на h264_qsv) на использующий Intel Quick Sync Video .

На шаге 3 добавлено использование Intel Media SDK.

Примечание. В этой публикации рассматривается использование этих инструментов в операционной системе Windows*. Если вас интересует реализация для Linux*, см. Доступ к Intel Media Server Studio для кодеков Linux с помощью FFmpeg .

▍Кодирование и декодирование FFmpeg

Начните с H.264 (AVC), поскольку h264: libx264 является программной реализацией в FFmpeg по умолчанию и выдает высокое качество исключительно программными средствами. Создайте собственный тест, затем снова измерьте производительность, сменив кодек с libx264 на h264_qsv. Позднее мы поговорим о кодеках H.265.

Следует отметить, что при работе с видеопотоками приходится выбирать между качеством и скоростью. При более быстрой обработке практически всегда снижается качество и возрастает размер файлов. Вам придется найти собственный приемлемый уровень качества, основываясь на количестве времени, необходимого для кодирования. Существует 11 предустановок для выбора определенного сочетания качества и скорости - от «Самой быстрой» до «Самой медленной». Существует несколько алгоритмов управления скоростью данных:

  • кодирование за 1 проход с постоянной скоростью данных (set -b:v);
  • кодирование за 2 прохода с постоянной скоростью данных;
  • постоянный коэффициент скорости (CRF).
Intel Quick Sync Video поддерживает декодирование и кодирование с помощью ЦП Intel и интегрированного ГП1. Обратите внимание, что процессор Intel должен быть совместимым с Quick Sync Video и с OpenCL*. Дополнительные сведения см. в Заметках о выпуске Intel SDK для приложений OpenCL* . Поддержка декодирования и кодирования встроена в FFmpeg с помощью кодеков с суффиксом _qsv . В настоящее время Quick Sync Video поддерживается следующими кодеками: видео MPEG2, VC1 (только декодирование), H.264 и H.265.

Если вы хотите поэкспериментировать с Quick Sync Video в FFmpeg, необходимо добавить libmfx. Самый простой способ установить эту библиотеку - использовать версию libmfx , упакованную разработчиком lu_zero.
Пример кодирования с аппаратным ускорением Quick Sync Video:

Ffmpeg -I INPUT -c:v h264_qsv -preset:v faster out.qsv.mp4

FFmpeg также может использовать аппаратное ускорение при декодировании с помощью параметра -hwaccel .

Кодек h264_qsv работает очень быстро, но видно, что даже самый медленный режим работы с аппаратным ускорением значительно быстрее только программного кодирования при самом низком качестве и самой высокой скорости.
При тестировании с кодеками H.265 вам потребуется либо получить доступ к сборке с поддержкой libx265, либо собрать собственную версию согласно инструкциям в Руководстве по кодированию для FFmpeg и H.265 или в документации X265 .
Пример H.265:

Ffmpeg -I input -c:v libx265 - preset medium -x265-params crf=28 -c:a aac -strict experimental -b:a 128k output.mp4

Дополнительные сведения об использовании FFmpeg и Quick Sync Video см. в разделе Облачные вычисления Intel QuickSync Video и FFmpeg .

Использование Intel Media SDK (sample_multi_transcode)

Для дальнейшего повышения производительности при использовании FFmpeg необходимо оптимизировать приложение с помощью Intel Media SDK. Media SDK - это межплатформенный интерфейс API для разработки и оптимизации мультимедиа приложений таким образом, чтобы использовать аппаратное ускорение блоков Intel с фиксированными функциями.
  • Если ваши приложения и решения мультимедиа предназначены для клиентских устройств, используйте пакет Intel Media SDK . Его можно загрузить бесплатно .
  • Если же ваши решения предназначены для встроенных систем, серверов или облачных платформ, доступ к Intel Media SDK можно получить с помощью Intel Media Server Studio . У этого решения есть бесплатный выпуск Community Edition и два платных выпуска: Essentials и Professional (их также можно использовать для ускорения перехода на HEVC и 4K/UHD).
Чтобы начать работать с Intel Media SDK, достаточно выполнить несколько простых действий:
  1. Загрузите Intel Media SDK для целевого устройства.
  2. Загрузите учебные руководства и прочтите их, чтобы понять, как настраивать программное обеспечение с помощью SDK.
  3. Установите Intel Media SDK. Если вы используете Linux, см. руководство по установке для Linux .
  4. Загрузите образец кода SDK , чтобы поэкспериментировать с уже скомпилированными образцами приложений.
  5. Соберите и запустите приложение Video Transcoding: sample_multi_transcode
Команды аналогичны командам FFmpeg. Примеры:

VideoTranscoding_folder\_bin\x64>\sample_multi_transcode.exe -hw -i::h264 in.mpeg2 -o::h264 out.h264
VideoTranscoding_folder\_bin\x64>\sample_multi_transcode.exe -hw -i::h265 in.mpeg2 -o::h265 out.h265

Обратите внимание, что для использования аппаратного ускорения необходимо указать параметр -hw в списке аргументов.
Этот пример также работает с декодером и кодировщиком HEVC (h.265), но его необходимо устанавливать из выпуска Intel Media Server Studio Pro.
Существует множество параметров, которые можно указывать в командной строке. С помощью параметра -u можно задать целевое использование (TU), как при использовании предустановок FFmpeg. TU = 4 используется по умолчанию. На рис. 5 показаны показатели производительности при разных настройках TU.


Рисунок 5. Примеры характеристик производительности H264 по отношению к целевому использованию

Используйте другие программные средства Intel
Для дальнейшей доработки кода можно использовать средства оптимизации и профилирования Intel, в том числе

В статье рассмотрены аппаратные и программные средства для разработки и отладки радиоэлектронных устройств, постороенных на основе микроконтроллеров Renesas Technology.

Широкий выбор аппаратных и программных инструментов мирового уровня делает написание и отладку программного кода устройств и систем эффективными и простыми.

В число этих инструментов входят (рис. 1) оценочные наборы, среда разработки и отладки ПО, комплект программных инструментов (компилятор, линкер, оптимизатор, ассемблер, конвертер форматов, стандартные библиотеки и др.), симулятор-отладчик, конфигуратор периферийных модулей, эмуляторы-отладчики различного уровня, в том числе реального времени, системные платформы, операционные системы реального времени, программаторы.

Рис. 1. Пример программно-аппаратного комплекса разработчика, включающего полноскоростной эмулятор

Программные средства

Главным звеном в разработке программного обеспечения микроконтроллеров является High$performance Embedded Workshop – HEW (рис. 2) – высокоэффективная среда разработки ПО, универсальная для всех микроконтроллеров компании Renesas Technology . Она представляет собой графическую среду для разработки программного обеспечения с пакетом компилятора С/С++, имеющую типичный для программ такого рода интерфейс. Все элементы интерфейса среды HEW, такие как различные оконные меню, панели инструментов, строки состояния, связанные окна и контекстные локальные меню, направлены на упрощение создания и управления проектами программного обеспечения конечной продукции.

Среда разработки ПО HEW обеспечивает следующие возможности:

  • создания и редактирования проекта
  • графического конфигурирования утилит компилятора
  • сборки проекта
  • отладки
  • управления версиями.

В среде HEW имеется интегрированный симулятор с расширенными возможностями, который позволяет отлаживать код приложения даже при отсутствии соответствующих аппаратных средств. Помимо этого сборка инструментальных средств компилятора С/С++, подключаемая к среде HEW, позволяет генерировать код, оптимизированный по скорости выполнения и/или по объему занимаемой памяти.

Единообразный интерфейс – различные функции . Можно быстро освоить мощные инструменты, необходимые для создания программы. Не последнюю роль в этом играет удобное управление этими инструментами.


Рис. 2. Интерфейс среды разработки HEW

Более того, эффективность работы увеличивается благодаря использованию единообразного интерфейса, который имеет один и тот же вид для всех микроконтроллеров и микропроцессоров компании Renesas. Причем, интерфейс можно настроить таким образом, чтобы сформировать среду, наиболее удобную для разработки конкретного приложения.

"Мастера" упрощают выполнение начальных этапов . Наличие "мастеров" генератора проекта (рис. 3), входящего в состав среды HEW, упрощает написание программы. Разработчик может прибегнуть к их помощи при задании конфигурации, выборе объектов отладки и создании стартового кода.


Рис. 3. Шаблоны и "мастера" проектов, упрощающие генерацию оптимального кода

Новые функции, помогающие оптимизировать код программы . Встроенный симулятор/отладчик имеет специальные возможности и окна для исследования кода программы, полученного в результате компиляции:

  • окно профилирования кода (позволяет отображать статистическую информацию в текстовом и графическом виде)
  • возможность анализа производительности
  • окно анализатора использования исходного кода.

Вспомогательные инструментальные средства анализа, которые помогут разобраться в функционировании и структуре программы:

  • программа-анализатор стека
  • программа для просмотра файла распределения кода и данных (*.map), генерируемого компоновщиком.

Программные средства генерации оптимизированного кода C/C++ . Инструментальные средства Renesas (компилятор, ассемблер и компоновщик) полностью соответствуют спецификации языка C++ и обратно совместимы с языком C. В них реализованы расширения, позволяющие осуществлять полноценное управление встраиваемой системой средствами самого языка C без использования ассемблерных вставок. К этим расширениям относятся:

  • подпрограммы обработки прерываний
  • условные регистровые операции
  • команда Sleep
  • псевдофункции для вызова различных команд, например, команды умножения с накоплением или команды сложения и вычитания десятичных чисел
  • управление оптимизацией вызова функций и адресации в соответствии с возможностями архитектуры устройств и системы команд.

Оптимизирующий компоновщик формирует код, который включает только используемые блоки, выполняя глобальную оптимизацию всего приложения.

Бесплатная демонстрационная версия пакета HEW . Гибкая методика лицензирования, установленная компанией Renesas в отношении выпускаемой ею продукции, означает, что можно загрузить бесплатную демонстрационную версию пакета HEW с компилятором и использовать ее без ограничений в течение 60 дней. Такая возможность очень полезна для тестирования эффективности скомпилированного оптимизированного кода и производительности архитектуры. По истечении этого срока размер генерируемого кода ограничивается величиной 64 кбайт, что, тем не менее, не мешает исследовать архитектуру микроконтроллеров или экспериментировать с периферийными устройствами. Демонстрационная версия среды HEW отличается от полной версии только ограничением размера компилируемого кода. Поэтому возможна генерация полноценного кода для устройств, построенных на базе младших моделей микроконтроллеров (с меньшим, чем 64 кбайт объемом ПЗУ).

Интегрированные средства отладки пакета HEW . Поддержка отладки модульных объектов обеспечивается непосредственно самой средой HEW, благодаря чему можно создавать свое приложение и отлаживать его, не покидая эту среду. "Мастер" отладочной сессии позволяет добавлять следующие объекты отладки в рабочую среду:

  • симулятор
  • внутрисхемные эмуляторы (серия E6000)
  • JTAG$эмуляторы (E10A, E8)
  • оценочные платы с резидентным монитором.

Программа Flash Development Toolkit (FDT) компании Renesas является простой в использовании утилитой для программирования встроенной флэш-памяти микроконтроллеров семейства H8. Она позволяет создавать проекты, объединяющие несколько файлов, содержащих s$записи, в один загружаемый образ, а также сохранять параметры соединения для упрощения управления процессом программирования устройств.

FDT поддерживает:

  • непосредственное USB-подключение устройств, имеющих режим загрузки через USB$порт
  • последовательный обмен на скоростях до 115 200 бод
  • шестнадцатиричный редактор образа
  • выдачу разнообразных сообщений, помогающих при работе над проектом
  • аппаратные средства.

Аппаратные средства выпускаются в различных ценовых категориях, начиная с недорогих отладочных комплектов и стартовых наборов RSK (Renesas Starter Kit).

Отладочные комплекты . Отладочные комплекты и наборы RSK (рис. 4) представляют собой недорогой вариант аппаратных средств для оценки характеристик микроконтроллеров . В составе каждого комплекта имеется собранная макетная плата и компактдиск, который содержит:

  • ознакомительную версию пакета HEW, компиляторы языков C/C++, а также программу связи отладчика с резидентным монитором
  • утилиту Flash Development Toolkit (FDT).


Рис. 4. Набор начального уровня RSK

На компакт-диске также содержится руководство по быстрому старту, в котором подробно описан процесс инсталляции ПО, а также полный комплект документации с учебными проектами и учебным программным модулем "Project Generator" для среды HEW.

Внутрисхемные эмуляторы E8 и E10A-USB . Эмуляторы E8 и E10A$USB (рис. 5 и 6 соответственно) предназначены для подключения к отладочному интерфейсу JTAG. Эти недорогие устройства обеспечивают отладку в режиме реального времени с использованием специализированных ресурсов микроконтроллера, входящего в состав отлаживаемого устройства. Эмуляторы соединяются с пользовательской системой по интерфейсу, который может использоваться как для ее отладки, так и программирования расположенной на кристалле микроконтроллера флэш-памяти.


Рис. 5. Эмулятор-отладчик E8


Рис. 6. Эмулятор-отладчик E10A-USB

В эмуляторах E8 и E10A-USB используется интерфейс USB 2.0 с функцией plug-and-play, что позволяет легко подключать их к любому ПК или ноутбуку, имеющему интерфейс USB.

Основные возможности эмуляторов:

  • до 255 программных точек останова
  • одна аппаратная точка останова по значению адреса и данных
  • сохранение информации о 4 последних переходах
  • программирование внутренней флэш-памяти
  • интегрированная поддержка отладки в среде HEW.

Внутрисхемный эмулятор E6000 . Серия инструментов E6000 компании Renesas содержит множество развитых внутрисхемных эмуляторов реального времени, каждый из которых поддерживает одно из процессорных семейств. Эти эмуляторы можно использовать в полностью автономном режиме для разработки и отладки программного обеспечения или же, подключив их с помощью специального кабеля к разрабатываемому устройству, для отладки аппаратной части. Эти мощные отладочные средства обеспечивают:

  • эмуляцию микроконтроллера в режиме реального времени без циклов ожидания или изменения хода выполнения программы
  • память эмуляции объемом от 1 до 4 Мбайт, которая может быть сопоставлена с адресным пространством целевого процессора
  • 256 точек останова
  • наличие буфера трассировки размером до 32К машинных циклов, запись в который может быть остановлена, а его содержимое считано во время выполнения программы
  • фильтрацию событий, заносимых в буфер трассировки с использованием системы Complex Event System
  • фильтрацию событий, уже занесенных в буфер трассировки, с возможностью поиска
  • автоматическое отслеживание напряжения питания отлаживаемого устройства для исключения неправильной работы эмулятора при отклонении уровня напряжения питания устройства от допустимого значения
  • большой выбор источников тактового сигнала целевого устройства
  • интегрированную поддержку отладки в среде HEW.

Заключение

Архитектура SuperH не только востребована мировыми производителями электронной техники, но в некоторых областях она стала стандартом де-факто.

В частности, ИМС семейства SH-Mobile использованы в более чем 200 моделях мобильных телефонов, а на базе ИМС с ядром SH-4 и SH-4A построена большая часть автомобильных навигационных систем. Так же, как и старшие семейства, SH-2 и SH-2A активно используются в различных устройствах и системах, например, в бытовой технике, системах вентиляции и кондиционирования и т.п. С появлением недорогих микросхем семейства SH-Tiny повысился интерес к семейству SuperH в целом. Высокая производительность, оптимальный объем памяти, отличный набор периферии и развитые коммуникационные возможности делают эти микроконтроллеры незаменимыми не только в бытовых системах и офисном оборудовании, но и в промышленных системах для управления производственными процессами. Специализированный набор коммуникационной периферии позволяют использовать микросхемы с архитектурой SuperH в системах проводной связи, например, в телефонии и в локальных компьютерных сетях.

Литература

  1. High-performance Embedded Workshop User"s Manual. – Renesas, January 2004.
  2. Renesas Starter Kit User"s Manual. – Renesas, February 2006.

Для обеспечения максимальной производительности и корректной работы используют аппаратные и программные средства, которые очень связаны между собой и четко взаимодействуют в разных направлениях. Сейчас коснемся рассмотрения аппаратных средств, поскольку изначально именно они занимают главенствующее положение в обеспечении работоспособности любой компьютерной или даже мобильной системы.

Аппаратные средства систем: общая классификация

Итак, с чем же мы имеем дело? На самом деле комплекс аппаратных средств знаком всем и каждому. По сути, многие пользователи называют его компьютерным «железом». Действительно, аппаратные средства - это именно «железные», а не программные компоненты любой компьютерной системы. В самом простом варианте классификации они разделяются на внутренние и внешние.

Кроме того, в таком разделении можно выделить три основных и наиболее содержательных класса устройств:

  • устройства ввода;
  • устройства вывода;
  • устройства хранения информации.

Естественно, отдельно стоит отметить и главные элементы компьютерных систем вроде материнской платы, процессора и т. д., не входящие ни в один из вышеперечисленных классов и являющиеся базовыми элементами, без которых ни один компьютер попросту работать не будет.

Базовые элементы компьютера

Описывая аппаратные средства любого компьютера, начать стоит с самого главного элемента - материнской платы, на которой расположены все внутренние элементы. И к ней же за счет применения разного рода разъемов и слотов подключаются внешние устройства.

Сегодня существует достаточно много разновидностей «материнок» и их производителей. Правда, такие платы для стационарных компьютеров и ноутбуков и по форме, и по расположению отдельных элементов могут различаться. Тем не менее суть их применения в компьютерных системах не меняется.

Второй по важности элемент - центральный процессор, который отвечает за быстродействие. Одной из главных характеристик является тактовая частота, выраженная в мега- или гигагерцах, а проще говоря, величина, определяющая, сколько элементарных операций может производить процессор за одну секунду. Нетрудно догадаться, что быстродействие есть не что иное, как отношение количества операций к числу тактов, которое необходимо для выполнения (вычисления) одной элементарной операции.

Аппаратные средства компьютера невозможно себе представить без планок оперативной памяти и жестких дисков, которые относятся к устройствам хранения. О них будет сказано несколько позже.

Программно-аппаратные средства

В современных компьютерах применяются и устройства гибридного типа, такие, например, как ПЗУ или постоянная энергонезависимая память CMOS, которая является основой базовой системы ввода/вывода, называемой BIOS.

Это не только «железный» чип, распложенный на материнской плате. В нем имеется собственная микропрограмма, позволяющая не только хранить неизменяемые данные, но и проводить тестирование внутренних компонентов и в момент включения компьютера. Наверное, многие владельцы стационарных ПК замечали, что в момент включения слышен сигнал системного динамика. Это как раз и свидетельствует о том, что проверка устройств прошла успешно.

Средства ввода информации

Теперь остановимся на устройствах ввода. На данный момент их разновидностей можно насчитать достаточно много, а судя по развитию IT-технологий, вскоре их станет еще больше. Тем не менее базовыми в этом списке принято считать следующие:

  • клавиатура;
  • мышь (трекпад для ноутбуков);
  • джойстик;
  • цифровая камера;
  • микрофон;
  • внешний сканер.

Каждое из этих устройств позволяет ввести разный тип информации. К примеру, с помощью сканера вводится графика, с помощью камеры - видеоизображение, на клавиатуре - текст и т. д. Однако и мышь, и трекпад в дополнение ко всему являются еще и контроллерами (манипуляторами).

Что касается клавиатуры, контролирующие функции в ней используются через кнопки или их сочетания. При этом можно получить и доступ к определенным функциям, параметрам и командам операционных систем или другого программного обеспечения.

Средства вывода информации

Аппаратные средства невозможно представить себе и без устройств вывода. В стандартном списке присутствуют следующие:

  • монитор;
  • принтер;
  • плоттер;
  • звуковая и видеосистема;
  • мультимедийный проектор.

Здесь основным является компьютерный монитор или экран ноутбука. Понятно ведь, что при современных методах объектно-ориентированного программирования взаимодействие с пользователем осуществляется через графический интерфейс, хотя в равной степени такая ситуация применима и к системам, в которых предполагается ввод команд. В любом случае пользователь должен видеть то, что отображается на экране.

Что же касается остальных элементов, они желательны, хотя и не обязательны (ну разве что графический адаптер, без которого современные системы могут и не работать).

Средства хранения информации

Наконец, один и самых важных классов - устройства хранения информации. Их наличие, будь то внутренние компоненты или внешние носители, просто обязательно. К этому классу относят следующие разновидности:

  • жесткий диск (винчестер);
  • оперативная память;
  • кэш-память;
  • внешние накопители (дискеты, USB-устройства).

Иногда сюда включают также систему BIOS с CMOS-памятью, однако, как уже было сказано выше, это скорее гибридные устройства, которые можно отнести в равной степени к разным категориям.

Безусловно, главное место здесь занимают жесткие диски и «оперативка». Жесткий диск - это аппаратное средство информации (вернее, средство ее хранения), ведь на нем она хранится постоянно, а в оперативной памяти - временно (при запуске или функционировании программ, копировании содержимого в и т. д.).

При выключении компьютера оперативная память автоматически очищается, а вот информация с винчестера никуда не девается. В принципе, сейчас с винчестером конкурируют и съемные носители вроде USB-устройств большой емкости, а вот дискеты и оптические диски уходят в небытие хотя бы по причине их малой емкости и возможности физических повреждений.

Устройства связи

Необязательным классом, хотя в современном мире и очень востребованным, можно назвать и устройства, отвечающие за обеспечение связи как между отдельными компьютерными терминалами, связанными напрямую, так и в сетях (или даже на уровне выхода в Интернет). Здесь из основных устройств можно выделить такие:

  • сетевые адаптеры;
  • маршрутизаторы (модемы, роутеры и т. д.).

Как уже понятно, без них не обойтись при организации сетей (стационарных или виртуальных), при обеспечении доступа во Всемирную паутину. А ведь мало кто сегодня знает, что два компьютера, например, можно соединять посредством кабеля напрямую, как это делалось лет двадцать назад. Конечно, это выглядит несколько непрактично, тем не менее, забывать о такой возможности не стоит, особенно когда нужно копировать большие объемы информации, а подходящего носителя под рукой нет.

Устройства безопасности и защиты данных

Теперь еще об одном типе устройств. Это аппаратные средства защиты, к которым можно отнести, например, «железные» сетевые экраны, называемые еще файрволлами (firewall с английского - «огненная стена»).

Почему-то сегодня большинство юзеров привыкло, что файрволл (он же брэндмауэр) представляет собой исключительно Это не так. При организации сетей с повышенным уровнем безопасности применение таких компонентов не то что желательно, а иногда даже просто необходимо. Согласитесь, ведь программная часть не всегда справляется со своими функциями и может вовремя не отреагировать на вмешательство в работу сети извне, не говоря уже о доступе к хранящейся на жестких дисках компьютеров или серверов.

Взаимодействие программных и аппаратных средств

Итак, аппаратные средства мы вкратце рассмотрели. Теперь несколько слов о том, как они взаимодействуют с программными продуктами.

Согласитесь, у операционных систем, которые и обеспечивают доступ пользователя к вычислительным возможностям ПК, есть свои требования. Современные «операционки» пожирают столько ресурсов, что с устаревшими процессорами, в которых не хватает вычислительной мощности, или при отсутствии необходимого объема оперативной памяти они работать просто не будут. Это, кстати, в равной степени относится и к современным прикладным программам. И, конечно же, это далеко не единственный пример подобного взаимодействия.

Заключение

Напоследок стоит сказать, что аппаратная часть современного компьютера была рассмотрена достаточно кратко, однако сделать выводы о классификации основных элементов системы можно. Кроме того, стоит обратить внимание, что компьютерная техника развивается, а это ведет еще и к тому, что внешних и внутренних устройств разного типа появляется все больше (взять хотя бы виртуальные шлемы). Но что касается базовой конфигурации, в данном случае приведены самые главные компоненты, без которых сегодня невозможно существование ни одной компьютерной системы. Впрочем, здесь по понятным причинам не рассматривались мобильные девайсы, ведь у них устройство несколько отличается от компьютерных терминалов, хотя и имеется довольно много общего.